Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

Гиперактивный ребенок

Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте.

Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование.

Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей.

Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого».

У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет.

Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр.

Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г.

, СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ.

Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения.

При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/ADHD

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

Синдром двигательной гиперактивности и дефицит внимания (СДВГ) – распространенная проблема, беспокоящая родителей, педагогов. Малыши с СДВГ неусидчивы, им тяжело концентрировать свое внимание на учебном процессе, они отвлекаются, имеют плохую успеваемость, нервозны. Как помочь чаду с данной особенностью осваивать материал школы и сделать так, чтоб он не мешал своим одноклассникам?

Симптомы гиперактивности

СДВГ проявляется в грудном, дошкольном, школьном возрасте по-разному. Основные симптомы связаны с трудностью сосредоточения, неусидчивостью. Признаки гиперактивного ребенка:

  1. Плохие отметки за поведение.
  2. Низкая успеваемость по предметам.
  3. Агрессивность, раздражительность, непослушание.
  4. Переменчивость настроения, капризность, нежелание выполнять домашнее задание.
  5. Трудности с засыпанием, перевозбуждение вечером.
  6. Синдром беспокойных ног.
  7. Тики.
  8. Заикание.
  9. Повышенная утомляемость после школы.
  10. Судорожные припадки.

Полезно узнать, чем отличается олигофрения у детей от задержки психического развития.

Все о ВСД у детей: причины и клинические особенности.

Двигательное и эмоциональное перевозбуждение лишь часть проблемы СДВГ. Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в низкой самооценке, склонности к наркотической, алкогольной зависимости, внутреннему напряжению. Нервозность, агрессивность и психопатия также характерны.

Причины СДВГ у детей

Двигательная возбудимость – сложная проблема, которая имеет множество факторов возникновения. Основные причины:

  1. Родовые или черепно-мозговые травмы.
  2. Внутриутробные инфекции, перинатальные воспалительные процессы.
  3. Нарушение родов: гипоксия плода вследствие раннего отхождения вод и несвоевременного кесарева сечения.
  4. Вредные привычки у будущей матери: употребление алкоголя, табакокурение.
  5. Нарушение обмена нейромедиаторов в головном мозге.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов.
  7. Употребление пищи с усилителями вкуса.
  8. Накаленная обстановка в семье.

Часто гиперактивность и повышенная возбудимость связаны с нарушением обмена нейромедиаторов, таких как гамма-аминомасляная и глутаминовая кислота. Это может происходить из-за травм, а также после перенесения нейроинфекций: менингитов, клещевого энцефалита, ОРВИ.

Никотин, смолы, тяжелые металлы, лекарства, алкоголь, поступающие в организм будущей матери, также губительно влияют на развитие центральной нервной системы. Растущий головной мозг плода может накапливать токсины, наркотические вещества.

При СДВГ усилена активность глутаматной нейромедиаторной системы, что и является причиной перевозбуждения. В то же время снижено влияние тормозной гамма-аминомасляной кислоты, в результате отмечаются резкие перепады настроения, трудность с сосредоточением внимания.

Важно! Психологически напряженная обстановка в семье может приводить к нервным тикам, заиканию.

Один из факторов, усугубляющих проблему, – употребление еды с добавлением глутаминовой кислоты. Эта приправа усиливает вкус продуктов. Е621 возбуждает деятельность центральной нервной системы, делая детей вспыльчивыми, агрессивными, неусидчивыми, гиперактивными.

Диагностика и лечение гиперактивности у ребенка

Что делать со сверхподвижным чадом, как лечить и успокоить его? При трудностях с учебой, обусловленной дефицитом внимания, неусидчивостью, необходимо обращаться к невропатологу, педагогу-психологу. Для обследования головного мозга проводят диагностику: электроэнцефалографию, ультразвуковое исследование, РЭГ.

  1. При повышенной двигательной и нервной возбудимости показаны физиопроцедуры, медикаментозное, санаторно-курортное лечение.
  2. Успокаивающе действует светолечение ультрафиолетом, дарсонваль, электросон, массаж. Акупунктура расслабляет мышцы тела, благоприятствует засыпанию малыша.
  3. Назначают ароматерапию с лавандовым маслом перед сном, успокаивающие ванны.
  4. Физическая активность в течение дня снимает избыточную возбудимость. Это могут быть спортивные секции, лечебная физкультура, арт-терапия.
  5. Медикаментозная коррекция предусматривает применение ноотропных успокоительных препаратов для гиперактивных детей: Пикамилон, Пантогам, Аминалон. Эти лекарственные средства стимулируют рецепторы к гамма-аминомасляной кислоте, делая малыша спокойным и помогая ему сосредоточиться. В более серьезных случаях назначают Риталин и другие стимуляторы умственной деятельности.
  6. Витамины для гиперактивных детей должны содержать магний, тиамин, пиридоксин, рибофлавин, кобаламин, применяют успокоительное: корень пиона, Глицин, Биотредин, пустырник по назначению врача.

Необходимо убрать все возбуждающие нервную систему: кофе, чай, шоколад, приправы с глутаматом натрия, по крайней мере, в вечернее время. Они ухудшают засыпание, способствуют всплеску двигательной, эмоциональной активности.

Воспитание

Синдром двигательной возбудимости, дефицит внимания – проблема, к решению которой следует подходить комплексно. Рекомендации по воспитанию гиперактивного ребенка:

  1. Для использования неуемной энергии в конструктивных целях необходимо приучать его помощи в домашних делах.
  2. Арт-терапия с гиперактивными детьми, спорт, игры помогают им проявить свою фантазию, но дают свободу, возможность снять внутреннее напряжение через творчество, движение.
  3. Физическая активность необходима, чтобы выплеснуть избыток энергии. Подходят любые занятия: танцы, спортивная гимнастика, футбол, волейбол, циклические виды (лыжи, плавание, бег, велосипед).
  4. Секции по интересам – хороший способ увлечь малыша.
  5. Семейная, групповая, индивидуальная психотерапия проводится при тиках, заикании, трудностях в учебе, проблемах с педагогами, поведением.

Что такое идиотизм: причины, проявления и лечение заболевания.

Проявления минимальной мозговой дисфункции у детей и лечение патологии.

Родителям на заметку! Резидуально-органическое поражение ЦНС: происхождение, клинические проявления, лечение.

Заключение

Целенаправленная работа с гиперактивными детьми, включающая медикаментозную коррекцию, психотерапию, занятия спортом, искусством приводит к снижению возбудимости и излишней эмоциональности. При правильном подходе у детей улучшается успеваемость и отношения с педагогами, одноклассниками, родителями.

(6 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/deti/giperaktivnyy-rebenok.html

Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания; • Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность;  • Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери; • Тяжелые отравления; • Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня; • Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга); • Незрелость нервной системы новорожденного младенца; • Плохая экология.

Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности. 

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго.

• забывчивость; • рассеянность внимания; • непослушание старшим; • трудность в освоении речи; • постоянная болтливость; • капризность; • большое число движений; • моторная неловкость. 

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес. 

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке».

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации. 

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

• Отсутствие концентрации внимания; • Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут);  • Нервный тик; • Заниженная самооценка; • Трудность в усваиваемости учебного материала;  • Развитие всевозможных фобий; • Частая потеря личных вещей. 

Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере. Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подросткине хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования. 

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией. 

• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;

• медикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;

• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);

• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;

• нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях; 

• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета; 

• запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой. 2.

Распорядок дня ребенка должен быть четко организован.

Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника).  3.

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Источник: https://dimelli.ru/vtorichnye-narusheniya-povedeniya-giperaktivnykh-detey-zaklyuchayutsya/

Кто такие гиперактивные дети?

Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

Тематические страницы   >   Профилактика депрессий   >   Профилактика депрессий у детей   >   Кто такие гиперактивные дети?

Кто такие гиперактивные дети?

Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В развитии этого синдрома считаются доминирующими три группы факторов

— генетические факторы;

— повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;

— негативное действие внутрисемейных факторов.

Основные проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость в школе и трудности в общении.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Критерии выявления гиперактивного ребенка

Дефицит внимания

1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры, легко отвлекается.

3. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций, испытывает трудности с завершением выполнения уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением).

4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.

6. Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Излишне болтлив.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Если симптомы сохраняются на протяжении 6 месяцев и ярко выражены, это свидетельствует о несоответствии психологическим возрастным характеристикам ребенка.

Советы родителям:

• обязательно проконсультируйтесь у специалистов (психолога, невролога);

• воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком завышенных требований – с другой стороны;

• старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя», исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю»;

• придерживайтесь «позитивной модели» воспитания, избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает;

• занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить;

• при объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.);

• особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания;

• придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна;

• ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях;

• не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того);

• создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах;

• каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он в силах достичь, обязательно похвалите его за выполнение задания, тем или иным образом поощрите;

• приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм; помогите найти ему какое-то увлечение, хобби, не перегружая ребенка занятиями в разных кружках (это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий).

Эти советы призваны помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, её рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Источник: http://www.medkirov.ru/site/child-hyperactive.html

Поделиться:
Нет комментариев