Приемы работы с детьми в процессе трудовой деятельности

Методы и формы трудового воспитания

Приемы работы с детьми в процессе трудовой деятельности

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций.

Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы.

Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов.

Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания.

Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

  Средства трудового воспитания детей

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности.

Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения.

Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

  Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения.

Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/trudovoe/formy-i-metody-4

Использование методов и приемов в образовательной области «Труд»

Приемы работы с детьми в процессе трудовой деятельности

Людмила Типунова
Использование методов и приемов в образовательной области «Труд»

Использование методов и приемов в образовательной деятельности труд.

«Труд– всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Макаренко А. С.

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи: формирование предпосылок трудовой деятельности. Воспитание личности ребенка,воспитание положительного отношения к труду взрослых.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Относиться к труду с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Но что такое труд, это совсем не то, чем заняты руки ребенка.

Труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд должен быть творческим, потому что именно труд, делает человека богатым духовно,

Вся деятельность в детском саду заключается в развитие, воспитание и обучении детей. А осуществляется это можно с помощью методов и приемов обучения.

Метод с перевода с греческого – «путь». Методы обучения — способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же их познавательных способностей.

Методы обучения — совокупность путей, способы достижения целей. Например: «Систематизация знаний детей о весне»метод-беседа, прием показ картины, загадывание загадок, чтение стихов.

Классификация методов (по Ю. К. Бабанскому)

1 методы стимулирования мотивации образовательной деятельности

методы формирования интереса (создание ситуации занимательности, ситуация успеха, использование познавательных игр)

методы формирования долга и ответственности (предъявление требований, порицаний, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций)

2 методы организации познавательной деятельности:

методы словесной передачи и слухового восприятия:объяснения, беседа,

рассказ, чтение, пересказ.

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия:наблюдения,показ предметов, показ картин, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов.

Методы практической передачи и тактильного восприятия: упражнения, трудовые действия, поручения, опыты.

3 методы контроля и самоконтроля:

текущий и итоговый

групповой, индивидуальный, фронтальный

устный, письменный, программированный

самоконтроль

В своей работе можно использовать и другие методы:

1. метод ситуационный: создание педагогической ситуации, в которых ребенок мог бы осваивать свои индивидуальный опыт, преобразования обстоятельств и отношений, приспосабливаться и меняться, искать решения, связанные с собственным жизненным опытом.

2. Метод мозговой атаки (штурма): умение творчески подходить к проблеме, выработка новых идей и творческих решений, работать в одной команде.

3. Метод проектов: способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы.

4. Метод инсценизации: использование заранее подготовленный диалог, дискуссию, театрализованную действие.

5. Метод генерации идей: все вместе решают проблему и высказывают собственные идеи ее разрешения.

6. Метод моделирования – создание и исследование моделей. Существенным признаком моделей является: наглядность элементарной научной фантазии, воображения (сценарии, деловые и познавательные игры)

7. метод экспериментирования — деятельность, в которой ребенок моделирует в своем сознании картину мира, основан на своих наблюдениях, на своем опыте.

Все эти методы мы используем в своей работе не только с детьми, но и с родителями.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metodov-i-priemov-v-obrazovatelnoi-dejatelnosti-trud.html

Организация и руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста

Приемы работы с детьми в процессе трудовой деятельности

Организация и руководство трудовой деятельностью детей

дошкольного  возраста

     В учебной программе дошкольного образования  в образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги  на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д.

Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить.

В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).

     Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.

Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы.

  В развитии  у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.

Виды труда  дошкольника:

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое  и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Методические приёмы формирования умений самообслуживания:

– показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.

Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни.

Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.

Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей.

Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Ручной труд.

Формы организации труда.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо  из своих сверстников.

Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет.

  В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Коллективный труд.

Способы объединения детей в труде.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим.

Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату.

Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 – 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы.

Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили  её последовательность, оценивает старание детей,  их стремление довести дело до конца.

Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности.

  И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.

Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов.

Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности.

Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы

     В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.

    Условия организации коллективного труда:

– объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);

– определяя содержание общей работы,  воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей. 

1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание) 

Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:

  • разъясняет детям пользу труда;
  • перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;
  • выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

     В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)

    В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:

    учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

    организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

    продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.

    учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям,  если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

2 этап – выполнение детьми разных заданий

 При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:

  • обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;
  • формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;
  • представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;
  • даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;
  • помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;
  • использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия  на детей;
  • оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:

– объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;

– сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;

– разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.

  • координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.

3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности

Воспитатель при обсуждении:

  • на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;
  • особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;
  • привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.

  2. Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с. 

Источник: https://sad-zarechye.schools.by/pages/organizatsija-i-rukovodstvo-trudovoj-dejatelnostju-detej-doshkolnogo-vozrasta

1.2.Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста – Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Приемы работы с детьми в процессе трудовой деятельности
Трудовое воспитание— важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется,трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет кматериальным результатам. цель труда — в его воспитательном влиянии наличность ребенка.

Особое значение Н. К.

Крупская придавала объединениюдетей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить,—это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучшевсего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможностидетей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой. А. С.

Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видовбытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность,ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети,которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд другихлюдей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Как иН. К. Крупская, А. С.

Макаренко особое значение придавал коллективному детскомутруду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместноетрудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная ихвзаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношениечеловека друг к другу,— писал он.

— Это правильное отношение состоит не только втом, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и отдругих требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизньдармоеда». В работах А. С.

Макаренко содержатся рекомендации об организациитруда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требованийк самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовыхобязанностей детей в семье, участия их в общих заботах. Советская дошкольнаяпедагогика разрабатывает проблемы воспитания детей в труде, следуя основнымпринципам трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.[5,с.  99]

Разумно организованный труд укрепляет физическиесилы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малышвсе лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние ина умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы,активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности и  тренирует память.

Труд развивает мышление —ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми онимеет дело. Ухаживая  за растениями — здесьважно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенокполивает, рыхлит почву. [6, с. 331]Намечая известную последовательностьдействий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

Впроцессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах иорудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовойдеятельности в нравственном воспитании.

Воспитательный характер труда отмечалипрогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условиемсуществования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности ипервой жизненной потребностью здорового организма.

В труде воспитываютсяустойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развиваетсяинициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальныеколлективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать другдругу в работе.[7, с. 189]   

 По содержаниюдетский труд можно разделить на несколько видов:

·    хозяйственно-бытовой труд:самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлениипищи;

·    труд «в природе»: выращивание комнатныхрастений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашнимиживотными;

·    ручной труд (с элементамиконструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона,из природного материала, работа по дереву.

·    самообслуживание.[8, с. 112]

Самообслуживание направлено на уход за собой(умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, преждевсего, в ее жизненной необходимости.

В силу ежедневной повторяемости действийнавыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинаетосознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживаниесвязано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатурыпальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение ихпланировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков,порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

Однако уже уэтих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясьаккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности,формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения,настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетныхусилиях.

Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается скаждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает егоположительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей,необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе,проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим

 В среднемдошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этотвид труда становится их постоянной обязанностью.

Усложнение воспитательныхзадач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованномуповедению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться запомощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.[9, с. 162]

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новыенавыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы,связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач:формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения вокружении сверстников.

Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи,с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель наконкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других:посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; приумывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобыприступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылисьвовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо,и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность,уважительное отношение к окружающим.[10, с. 173]

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим вповседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другимивидами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ниподдержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым приорганизации режимных процессов.

Дети научаются замечать любое нарушение порядкав групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтомузаключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения ксверстникам.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детейэлементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводитьв порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметатьснег со скамеек и т. д.

Он обязательно оценивает нравственную сторону трудовогоучастия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!»,«Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!»Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуютформированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытовоготруда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят всенеобходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли,подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возможности и учитывая их сформированные навыки, педагогприучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развиваетсамостоятельность и активную  инициативув выполнении порученных дел.

 В старшихгруппах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается посодержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянныеобязанности дежурных.  Дети поддерживаютчистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощьмалышам.

Особенность хозяйственно-бытового труда старшихдошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобратьнеобходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок послеработы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошемурезультату, доброжелательно относятся к сверстникам. [11, с. 243]

Труд в природе предусматривает участие детей в уходеза растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, вцветнике.

Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности,воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Онпомогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствованиядвижений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормятрыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупныесемена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливаютзимующих птиц.

Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, ихчасти, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь,активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие,а где большие»; «Понюхай цветок»; «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т.

п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В средней группе труд усложняется. Дети самиполивают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи(сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовяткорм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур).

Педагог разъясняет, какойкорм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Детиначинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животныхот качества ухода, свою ответственность за них.

Растет заботливость, внимание кобитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.[12, с. 195]

Для старшей группы в уголке природы помещаютсярастения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаютсяразличные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать трудболее систематическим.  Увеличивается иобъем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора,сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю.

С помощью воспитателядети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огородеи в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (дляподкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать заростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различатьрастения по характерным признакам, листьям, семенам.

Это расширяет ихпредставления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. Вподготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливатьсвязи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируютсяначала материалистического понимания природных явлений.

Расширяются сведения орастениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышаетсясамостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяютнеобходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян наогороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются луки другая зелень.

Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования,выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход заживотными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой,ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живогоуголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость.

Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощидля винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповуюкомнату.

Ручной труд — изготовление предметов изразнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек,желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросовогоматериала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т,п. — осуществляется в старших группах детского сада.

Дети изготавливаютнеобходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики,мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям.

Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детейоказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить имудовольствие.

Таким образом, все это оказывает большоевоспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства инравственно-волевые качества.[13, с. 261]

Источник: https://www.sites.google.com/site/e45bd3426/a2/a2-2

Поделиться:
Нет комментариев