Начисляется ли районный коэффициент на пособие по беременности и родам

Пособия, выплачиваемые за счет ФСС в связи с беременностью и рождением ребенка в 2019 году

Начисляется ли районный коэффициент на пособие по беременности и родам

В этой статье мы рассмотрим пособия за счет средств ФСС, которые выплачивает работодатель своим работникам в связи с беременностью и рождением ребенка. К этим пособиям относятся:

  • пособие по беременности и родам,
  • единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности,
  • единовременное пособие при рождении ребенка,
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Расчет пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Единовременные пособия при рождении ребенка и при постановке на учет в ранние сроки беременности выплачивается в установленной сумме.

 Размеры единовременных пособий, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет установлены ст.15 81-ФЗ от 19.05.1995.

Каждый год пособия индексируются на коэффициент инфляции в соответствии с Законом о федеральном бюджете на год, также применяется районный коэффициент к единовременным пособиям и минимальному размеру пособий.

В 2019 году пособия от ФСС успели измениться в начале февраля. Это обусловлено увеличением федерального МРОТ до 11 280 рублей, ростом предельной базы по начислению страховых взносов в ФСС до 865 000 рублей и ежегодной индексацией соцвыплат, проведенной 1 февраля. В соответствии с Постановлением Правительства от 24.01.2019 г. №32 пособия с февраля проиндексированы на коэффициент 1,043.

В период с 2016 по 2019 год размеры пособий составляют:

Вид пособия Сумма пособия, руб. 2016 год 2017 2018 2019
Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка15 512,6516 350,3316 759,0917 479,73
Единовременное пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности581,73613,14632,76655,49
Минимальный размер пособия до 1,5 лет на 1-го ребенка2 908,623 065,693 142,333 277,45
Минимальный размер пособия до 1,5 лет на 2-го (и последующего) ребенка5 817,246 131,376 284,656 554,89

Пособие при рождении или усыновлении нужно увеличить на детей, рожденных или усыновленных с 1 февраля 2019 и позже, аналогично поступить с пособием женщинам, вставшим на учет с 1 февраля. Для всех проиндексировано пособие по уходу за вторым и последующими детьми до 1,5 лет.

При этом минимальные пособия по уходу за единственным ребенком до 1,5 лет проиндексируйте только для отпусков, начавшихся до 1 января 2018, а отпуска, начавшиеся в 2018 или 2019 году, оплачивайте по-прежнему.

Оплата пособия по беременности, родам и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Указанные пособия выплачиваются только сотрудникам, работающим по трудовым договорам. Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.(п. 2 ст.12 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (п. 2.1 ст.12 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам может выплачиваться по одному месту работы, с учетом доходов за 2 расчетных года в других местах работы. Также возможен вариант выплаты пособия на всех текущих местах работы, если сотрудница на момент наступления страхового случая работает в нескольких местах и в двух предшествующих календарных годах работала там же.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается по одному месту работы по выбору сотрудницы.

Средний заработок для расчета пособий по беременности и родам в 2019 году

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у других страхователей (ст.14 п. 1 255-ФЗ).

В случае, если в этих двух календарных годах, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению сотрудника могут быть заменены предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 1 ст.14 255-ФЗ).

Кроме того, из календарных дней двух расчетных лет при расчете можно исключить периоды нахождения на больничном, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и др.

периоды, в которых сохранялся средний заработок, но на него не начислялись страховые взносы в ФСС (п.3.1 ст. 14 255-ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого, исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС (п. 2 ст.14 255-ФЗ).

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка на (Количество календарных дней в 2-х годах — Кол-во дней исключаемых периодов), п. 3.1 ст.14 255-ФЗ). Средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть меньше МРОТ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Максимальный размер пособий

За каждый из расчетных годов заработок учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (ст.14 п. 3.2 255-ФЗ).

Напомним, что эта величина в 2017 году составила 755 тысяч рублей, в 2018 году — 815 тысяч рублей, а в 2019 — 865 тысяч рублей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС (п.3.3. ст.14 255 ФЗ).

Итак, можно рассчитать максимальную величину пособий для стандартных случаев. Если отпуск по беременности и родам начинается в 2019 году, продолжительность 140 дней, доход за 2017 и 2018 годы больше или равен предельной базе для взносов в ФСС. В 2017 году предельная база была 755 000 рублей, в 2017 — 815 000 рублей.

Средний дневной заработок для расчета = (755 000 + 815 000): 730 = 2 150,68 рубля.

Максимальный размер пособия по беременности и родам = 2 150,68 × 140 = 301 095,2 рублей.

Максимальная сумма зависит от продолжительности больничного. Для больничного листа на 156 дней максимальный размер составит 335 506,08 рубля, а для 194 дней — 417 231,92 рубля.

Максимальный размер ежемесячного пособия до 1,5 лет = (40% от 2 150,68) × 30,4 = 26 152,27 рублей.

Порядок расчета пособия по беременности и родам

1. За каждый из двух календарных годов, взятых для расчета (для страховых случаев, наступивших в 2019 году обычно это 2017 и 2018 годы), подсчитываем сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС.

2. Отдельно сумму за каждый год сравниваем с предельной базой для начисления страховых взносов за этого год. Например, сумму начислений за 2017 год сравниваем с 755 000 руб., а за 2018 — с 815 000 руб. За каждый год берем для расчета меньшую из сравниваемых сумм.

3. Если в 2-х расчетных годах были исключаемые периоды, определяем общее количество календарных дней этих периодов.

4. Делим учитываемый заработок за 2 года на (Количество календарных дней в 2-х расчетных годах годах минус Количество календарных дней исключаемых периодов).

5. Получившийся средний дневной заработок должен быть не меньше дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (МРОТ * 24 / 730). В местностях, где применяется районный коэффициент, МРОТ берется с учетом этого коэффициента.

Этот же средний дневной заработок должен быть не выше значения, рассчитанного как Сумма предельного учитываемого заработка за 2 года / 730.

Если расчет ведется по 2017 и 2018 годам, то это значение равно (755 000 + 815 000) / 730 = 2 150,68 рублей.

6. Определяем сумму к выплате: Средний дневной заработок умножаем на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.

Если страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие по выплачивается в размере, не превышающем МРОТ с учетом районного коэффициента за полный календарный месяц.

Порядок расчета пособия для отпуска по уходу за ребенком от 1,5 лет

Расчет среднего заработка выполняется также, как и для пособия по беременности и родам, см. пункты с 1 по 5.

6. Считаем 40% от среднего дневного заработка, рассчитанного в п.5.

7. Рассчитываем ежемесячную сумму пособия. Для этого умножаем значение, рассчитанное в п. 6 на среднее число календарных дней в месяце — 30,4.

8. Сравниваем рассчитанную ежемесячную сумму пособия с минимальной суммой пособия и выплачиваем большую из них.

Минимальный размер пособия в 2019 году составляет 3 277,45 рубля по уходу за первым ребенком и 6 554,89 рубля за вторым и последующими детьми.

За неполный месяц (в месяцах начала и окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет), выплачиваемая сумма пособия рассчитывается так:

Сумма пособия за полный месяц: Кол-во календарных дней в месяце × Кол-во календарных дней, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Рассчитывайте пособия в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия.

Для всех желающих у нас есть бесплатный онлайн-калькулятор пособий (не требует регистрации), а для руководителей и бухгалтеров предприятий — полный набор возможностей сервиса.

Простой учет для малых предприятий, зарплата, отчетность с отправкой через интернет, интеграция с банками, автоматизация рутинных операций и консультации наших экспертов. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/134

Фсс россии: районный коэффициент применяется не к мрот, а к уже исчисленному размеру пособия

Начисляется ли районный коэффициент на пособие по беременности и родам

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11.

1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв.

постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (письмо ФСС России от 17 декабря 2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП).

Специалисты ФСС России последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия.

То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ.

И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17 декабря 2018 года.

Как указали специалисты ФСС России, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода.

Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую.

Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

С данным выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия – исчислении среднего дневного заработка (определение ВАС РФ от 26 мая 2014 г. № ВАС-5881/14).

То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента.

С данным определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая однако, что оно “принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации”.

Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться.

Вслед за ВАС РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд Российской Федерации (определение ВС РФ от 3 февраля 2017 г. № 304-КГ17-15715 ,определение ВС РФ от 27 марта 2015 г. № 302-КГ15-1324). А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки – Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры.

Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС России не намерен.

Мы же со своей стороны отметим, что позиция судов представляется нам гораздо более справедливой. Лучше всего проиллюстрировать это на примере.

Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100% среднего заработка.

Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017-2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит 280 000 руб. : 730 = 383,56 руб. Минимальный средний дневной заработок равен 11 280 руб.

х 24 : 730 = 370,85 руб. Если следовать логике ФСС России, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит: 383,56 руб. х 100% х 15 к. д.

= 5753,4 руб.

У второго же работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен 250 тыс. руб. : 730 = 342,47 руб.

Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб).

И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент: 370,85 руб. х 100% х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.

Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.

Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной: 11 280 руб.

х 1,5 х 24 : 730 = 556,27 руб. Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше данной суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере: 556,27 руб.

х 100% х 15 к. д. = 8344,05 руб.

Источник: https://www.garant.ru/news/1266447/

Применяется ли районный коэффициент к верхней границе ограничений пособия по уходу за ребенком, пособия по нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2010 году?

Начисляется ли районный коэффициент на пособие по беременности и родам
Компания ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 1 января 2010 г. районные коэффициенты не влияют на максимум, используемый при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обоснование вывода:

С 1 января 2010 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон N 255-ФЗ) претерпел изменения.

В частности, изменилась статья 14, регулирующая порядок исчисления пособий. Закон был дополнен положениями об обеспечении ежемесячным пособием по уходу за ребенком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Правила ч. 5 ст. 7, ч. 5 ст.

11 Закона N 255-ФЗ, согласно которым размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам не мог превышать максимальный размер, установленный федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год, с 1 января 2010 г. утратили силу. Следовательно, закон о бюджете ФСС России, начиная с 1 января 2010 г.

, не может содержать положений, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется с учетом этих районных коэффициентов. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г.

N 292-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов” такого положения уже не содержит.

Вместо этого появилось следующее правило, закрепленное в ч. 3.1 ст.

14 Закона N 255-ФЗ: средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на день наступления страхового случая на 365.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Таким образом, средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, не может превышать 1136,99 рублей (415 000 руб. : 365 дн.).

Эта величина одинакова на всей территории РФ и не зависит от того, какой районный коэффициент применяется к заработной плате застрахованного лица.

Соответственно, с 1 января 2010 г. районные коэффициенты не влияют на максимум, используемый при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

С 1 января 2010 г. статья 14 Закона N 255-ФЗ была дополнена частью 5.

1, согласно которой ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 12.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (далее – Закон N 81-ФЗ).

Таким образом, в отношении застрахованных лиц закон устанавливает единый для всей территории РФ максимальный размер среднего заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Расчетным путем получаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком в любой точке России не может получиться больше, чем 13 833,33 руб. (415 000 руб. : 12 х 40%.).

Отметим, что в настоящий момент часть вторая ст.

15 Закона N 81-ФЗ по-прежнему предусматривает, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяются с учетом этих коэффициентов. Однако для застрахованных лиц, как мы уже указали, определен только максимальный размер среднего заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Максимальный размер самого пособия для них не установлен.

Соответственно, положение части второй ст. 15 Закона N 81-ФЗ о повышении максимального размера пособия на районные коэффициенты при исчислении пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам не применяется.

На максимальный размер среднего заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и на полученную расчетным путем максимально возможную величину такого пособия районные коэффициенты не влияют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

28 января 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/207792.html

Поделиться:
Нет комментариев