Какую роль в становлении моральных качеств играет воспитание?

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Какую роль в становлении моральных качеств играет воспитание?
Когда мы видим грубого человека, большинству из нас обычно хочется сказать о нем, то, что он невоспитанный. При этом, подразумеваем, что в становлении человека как личности, чуть ли не единственную роль, играет воспитание.   И этот момент я бы хотел разобрать.

Во-первых, для начала стоило бы обозначить разницу, между действительными личностными качествами конкретного человека и его жизненными ориентирами на данный момент. Последние с течением времени и в зависимости от обстановки, у одного и того же индивидуума могут поворачиваться, без преувеличения, на 180 градусов.

  История знает массу примеров, когда разбойники становились праведниками, отъявленный бандит превращался в ярого поборника правды и справедливости. Хватает случаев и обратных метаморфоз.   Сам я никогда не был сторонником того, что в чьих-то личностных качествах воспитание играет главную роль.

На мое счастье, или несчастье, не знаю, чего я больше в жизни от этого получил, природа наделила меня любознательностью и способностью анализировать увиденное.   Так уж вышло, что вся жизнь, особенно, детство и юность, состояли у меня из сплошных перемен.

К 20-ти годам я повоспитывался в трех детсадах, проучился в пяти школах, пролежал 12 раз в больницах по самым разным поводам, имел уже четвертое место работы и даже успел жениться и развестись.   Это я к чему? Да к тому. что материала для наблюдений и выводов, у меня было просто завались. Причем, все из первых рук. Хотя и прочитано за детские и юношеские годы было достаточно.

Собрания сочинений чуть ли не всех известных писателей, не считая попадавшихся время от времени отдельных книжек.   Но, я отвлекся. Еще в детском саду мое внимание обратил на себя тот факт, что одни дети добрые, вдумчивые, участливые и бескорыстные, а другие, ехидные, безжалостные, грубые и драчливые.

И что примечательно, те, кого я знал с самого раннего детства, за десятилетия совершенно не изменились.   Когда мне о ком-то говорят, что он стал другим, то я отвечаю примерно так. Значит, или ты его толком не знал раньше, или сейчас не понял, или человек поменял свои жизненные ориентиры, что и заставило его изменить модель поведения. Но стать другим стать, никто не может, в принципе.

  Все мои жизненные наблюдения за десятками и десятками людей в течении жизни, обязывают меня сделать вывод, каким человек родился, таким его и закопают. Изменил поведение по отношению к кому-либо, или изменил свои взгляды на определенные вещи, это совсем не значит, что стал другим.   Пример из моей жизни.

В разное время в разных местах, выходило так, что определенные люди находились у меня в подчинении. И хотя мне в жизни везло на хороших учителей, и один из них не раз предупреждал меня, что с подчиненными нельзя быть на короткой ноге, чтобы потом не кусать локти, я, оставаясь самим собой, продолжал общаться с ними, как с равными.

  Долго ли, коротко ли, к своему огорчению, начал убеждаться в том, что предостережения моего старшего товарища вовсе не с пустого места взяты. Раз за разом приходилось констатировать, что те, кто фактически, без меня мало что мог, начинали лезть мне на голову.

  Я стал анализировать, за что получаю такую благодарность? Вот тогда слишком разоткровенничался, признался в своих слабостях, в другой раз, пропустил мимо ушей издевку, или колкость, ну а теперь, получаю, что заслужил.   Приходилось резко менять политику отношений, надо сказать, что стоит проявить твердость, как отношения достаточно быстро переходят в нужное русло.

Никаких шуток, разговоры только по делу, минимальный контакт. Все, несколько дней и на тебя уже смотрят, и воспринимают тебя, по-другому.   И вот зачем я привел этот пример. В глазах подчиненных мне людей я стал другим, но ведь в сущности я остался прежним. Вроде бы кощунственно сравнивать людей с животными, но иногда просто напрашивается аналогия.

  Ко всем собакам мы ведь не можем относиться одинаково. Нет, можем, если не боимся за это поплатиться. Если одна псина позволяет потрепать себя за ухо, то с другой такая фамильярность не пройдет, с одной лучше по доброму, а с другой нужна строгость. Собственно говоря, в общении с гомо сапиенсами, та же история.

  Большинство людей, доброту, подсознательно принимают за слабость, и учитывать это приходится. Если вы видите, что кто-то стал другим, то, скорее всего, он просто изменил свое отношение к некоторым вещам. Может быть, решил, что добрым быть невыгодно и пробует стать злым. Если он добрый по натуре, то это у него временно.

  Для понимания различия между личностными качествами и жизненными приоритетами (первые постоянны, вторые преходящи), возьмем разные общества. Мы все, примерно, представляем, разницу в мировоззрениях школьной группы ребят из отличников-хорошистов и ватаги разбитных двоечников-троечников. Эта сравнение мне очень близко, потому как, сам я, временами примыкал то к тем. то к другим.

  И еще, мне понятно, что можно, оставаясь, тем же человеком, совершать, разнесенные во времени, диаметрально-противоположные, в отношении морали, поступки. Я например, одни свои действия вспоминаю с теплом, потому что это был я, а вот за другие мне стыдно.

Потому что, это тоже был я, но ненастоящий, а прогнувшийся под давлением обстоятельств, под влиянием глупых примеров временных авторитетов и ложных жизненных ориентиров.   И все же, может ли дать что-то человеку то, что называют воспитанием? Собственно, неважно кем, родителями, школой, улицей, армией, зоной, в конце концов.

Воспитание может нам дать только понимание того, что общество считает правильным, а что нет. Но, тут, опять же, смотря, какое общество. Ведь мораль, это, всего лишь, гласные и негласные договоренности больших групп людей.   То, что считалось, к примеру, вполне себе моральным в гитлеровской Германии, позже стало неприемлемым априори и даже уголовно наказуемым, в разных странах, включая саму Германию. А в нашей современной Украине идеи нацизма становятся снова моральными. Разве мало людей, которые недавно считали того же Бандеру фашистским прихвостнем и отбросом, теперь на него молятся, томно закатывая глаза? Да тысячи, если уже не миллионы.   Но, теперь давайте представим, что в Украине, наконец-то, к власти пришли люди вменяемые, что мы увидим? А увидим мы, как те, кто сейчас позиционирует себя нацистом, станут открещиваться, как от своих слов, так и от действий. Причем. делать они это будут, совершенно искренне. Так же искренне, как сейчас верят в тот белогорячечный бред, который несут с площадей и экранов.   Вот и скажите мне, кто этих людей так воспитал? Вы говорите, воспитание, всему голова. Для подавляющей массы людей, всему голова, телевизор. И перевоспитывается, (читай — перепрограммируется), эта биомасса за пару недель просмотра определенных телепередач.  

Какую роль в становлении моральных качеств играет воспитание?

И еще пару слов к теме, что роль воспитания в становлении человека никак не первична. Бродит по свету такая история, хотя их много, с разными персонажами и местами действия, но суть одна. Якобы, к известному педагогу Антону Макаренко пришла женщина и спросила, как ей правильно воспитывать своего сына. Педагог попросил уточнить,

— А сколько вашему сыну лет?

— Двенадцать, — ответила женщина.

На что Антон Семенович сказал:

— Вы опоздали на двенадцать лет.

Ярые сторонники огромной роли воспитания в жизни каждого человека, видят в этой истории такую мораль, — Воспитывать нужно с самого рождения! Моя мама, бучи педагогом, в свое время приводила мне подобную историю, с целью показать важность воспитания. Ну, так им в институте, видимо, говорили.   Но, я, еще учась в школе, спорил с ней.

Говорил, — Неужели ты не понимаешь, что здесь и идет речь как раз о том, что горбатого только могила исправит. Как показывает жизнь, и воспитание ничто, и невоспитание ничто, но все от того, с чем человек родился.   Когда говорят о воспитании, то в первую очередь, имеют ввиду прививание определенных нравственных качеств и моральных устоев в семье.

Трудно не сказать о том, что сплошь и рядом родители стараются объяснить своим детям, что такое хорошо, и что такое плохо, но, одновременно с этим, своими поступками показывают, что то что плохо, то как раз и хорошо.

  Любой из нас, если постарается разобраться в вопросе важности воспитания непредвзято, найдет достаточно примеров в собственном окружении, когда родители, порядочные и уважаемые люди, сына растили в благочестии, а вырастили такое дерьмо, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Хотя, опять же, такое оно уродилось.   Иной раз, все в точности до наоборот.

Папа с мамой ведут крайне аморальный образ жизни, ребенка, не то, что не воспитывают, а не занимаются им вообще. Смотришь, парень, или девушка подросли, семья нормальная, работа приличная, уважение окружающих. Все, чин-чинарем. Ну, и каким боком тут воспитание?   И вот еще такой вопрос я задаю обычно, когда кто-то со мной о значении воспитания изъявит желание подискутировать.

Чем можно объяснить тот факт, что дети, растущие в одной семье, родные братья и сестры, которые слышат одни и те же слова от папы с мамой, видят одни и те же примеры, часто, очень разные?   В ответ мне не раз приходилось слышать совершенно несостоятельные ответы и объяснения.

Кстати, статью о том, почему, некоторые люди отказываются признавать явные факты, и с пеной у рта пытаются доказать, что красное, это зеленое, я никак не опубликую. Все мне кажется, что чего-то в ней не хватает.   Вообще, я пишу, в расчете на тех, кто способен что-то понимать сам, пропускать через себя информацию.

А подавляющее большинство людей, даже набирая запрос в поиске Гугла с целью выудить доказательства своей правоты, а не за тем, чтобы найти правду. Причина живучести всеобщих заблуждений и кроется в этом, в человеческой ограниченности и косности мышления. Не стоит ни во что слепо верить, в частности, в могущество воспитания, подумайте над этим сами.

Я свою точку зрения аргументированно здесь изложил.   Лет в 20 с небольшим сделал вывод. Во многих случаях, чтобы оказаться правым, нужно делать прямо-противоположное тому, что считает правильным общество. Терзался сомнениями, может я чего-то не понимаю. Но, как-то наткнулся на такую тему. В споре с Эдгаром По, его оппонент привел аргумент в доказательство своей правоты. Мол, так ведь считает большинство! На что По ответил: «Мнение большинства всегда ошибочно, ибо большинство людей идиоты».  

Это печально, хотя имеет свои плюсы. Как сказал когда-то Самуил Маршак:

Жму руки дуракам обеими руками,

Как многим, в сущности, обязаны мы им!

Ведь если б не были другие дураками,

То дураками быть пришлось бы нам самим.   Мораль: Воспитания раз и на всю жизнь, не существует и не может существовать в принципе. Есть установки поведения для определенных условий жизни. Пока условия сохраняются, человек будет вести себя ровно и предсказуемо.

При изменениях условий, когда в новом окружении критерии оценок того, что плохо и что хорошо сдвигаются, неизбежно формируются новые установки. Человек перевоспитывается.  

Согласитесь, что воспитание паймальчика прекрасно для домашних тепличных условий.

Но, при попадании в места заключения, ему придется все свое воспитание пересматривать. Это как яркий пример.

Источник: https://pod-zodiakom.ru/kakuyu-rol-v-stanovlenii-lichnosti-igraet-vospitanie

«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.»

Какую роль в становлении моральных качеств играет воспитание?

Ольга Суетникова
«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродуют их!»

В. А. Сухомлинский

«Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей, он развивается

в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фромм

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.

Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, – писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться пожалуй любой человек. Однако и по сегодняшний день многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.

К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей – самое решающее в воспитании.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель.

Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.

«Мальчик оскорбил свою бабушку, назвав её «дурой». Когда бабушка рассказала об этом отцу ребёнка, то отец стал кричать на мальчика:

– Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!

Сын отвечает:

– Но ведь ты маме тоже так говорил?

– Да как ты смеешь отца учить!

Вмешивается мать:

– Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости!»

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.

«Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких, друзьях и знакомых».

Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.

Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитать отзывчивость. С эти нельзя согласиться. Простой пример.

Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти.

Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать.

Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты.

В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие.

«Убери локти со стола…

Не чавкай…

Кто за тебя всё это будет убирать?.

Я что сказал?.

Делай, что тебе говорят.»

Бесконечные назидания и упрёки, замечания, наказания и угрозы – малоэффективное средство воспитания.

Как часто мы сталкиваемся с одной и тоже проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем их от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты.

Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Реальные поступки – вот что формирует поведение ребёнка, а не слова и нравоученья!

Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение.

Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становится раздражительным, неуравновешенным, агрессивным.

Вам – родителям, необходимо контролировать в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы он смотрит.

Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям.

Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев.

Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги.

Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература.

В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Могу на примере своего класса назвать семьи Горбуновых, Тихоновых, Цаплиных, Дудник, Славогородских, в которых эта традиция сохраняется.

Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушки, дедушки, мамы, папы и теперь эти книги стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Воспитать нравственные качества и культуру поведения – главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?

– Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;

– во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;

– в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен.

Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим.

Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-rol-semi-v-vospitani-moralnyh-kachestv-doshkolnika.html

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность.

С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, ые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша.

Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/rol-v-stanovlenii-lichnosti-2.html

Роль воспитания в моральном развитии личности

Какую роль в становлении моральных качеств играет воспитание?

Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение морального развития невозможно без воспроизведения феноменов морального поведения в контролируемых условиях.

Специально создаются ситуации, в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается определенной системой мотивов.

Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).

Для практики воспитания необходимо ответить на вопрос, почему у детей преобладает тот или иной тип мотивации.

Зависимость между мотивацией и уровнем интеллекта, условиями семейного воспитания, эмоциональной устойчивостью, социально-экономическим статусом, участием в детских организациях и другими характеристиками играет большую роль в воспитании личности. Среди факторов, влияющих на моральную мотивацию, можно назвать убеждение в правильности норм и в необходимости следовать им.

Соблюдение норм связывается с неприятными переживаниями, вызванными наказанием за противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отношение к последним.

«Тактика лишения любви», выражающаяся в подчеркнутом игнорировании ребенка после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения.

Не подтвердилась и возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком поведения других.

Из трех демонстрировавшихся детям типов поведения – соблюдение нормы, ее нарушение с последующим наказанием, безнаказанное нарушение – только последний тип повлиял на их собственные действия. Он привел их к росту нарушений поведения.

Выражение родительского неудовольствия по поводу нарушения норм принципиально отличается от разных форм наказания (лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и т.п.)- При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого.

Если же взрослые, выразив свое неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрицательные последствия поступка для других.

В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.

Факторы, формирующие моральные суждения (суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают в себя два типа отношений взрослого и ребенка.

Первый тип – принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль.

Второй тип отношений – кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.

Эволюция морального сознания ребенка зависит от когнитивного развития, так как ребенок проходит путь от эгоцентрического отношения к окружающим до выработки гибкой позиции, когда в своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня нравственного развития, каждый из которых имеет несколько стадий (Л. Колберг):

1. Преднравственный уровень. Поведение определяется внешними обстоятельствами, а точка зрения других людей в расчет не принимается. Ребенок слушается, чтобы избежать наказания.

Первая стадия: суждение выносится от того вознаграждения или наказания, которое может получить ребенок за данный поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»).

Вторая стадия: суждение о поступке выносится в соответствии с выгодой, которую можно извлечь («Если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).

2. Конвенциональный уровень. Поведение строится с ориентацией на принципы других людей.

Третья стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что приятно и одобряется окружающими»).

Четвертая стадия: суждение формируется в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею законами («Я обязан соблюдать закон»).

3. Постконвенциональный уровень. Истинная нравственность достигается только на этом уровне. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что связано с высоким интеллектуальным развитием.

Пятая стадия: суждение о поступке основывается на уважении демократически принятого решения или на принципиальном уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).

Шестая стадия: поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»).

В рамках данного подхода, автором которого является Л.

Колберг, описано три типа переживаний, которые испытывает человек при нарушении моральных норм: 1) страх по поводу возможных последствий и ожидание наказания; 2) желание возместить нанесенный ущерб и восстановить исходное положение; 3) осуждение себя и переживание своей вины. По мнению Л. Колберга, только переживания третьего типа свидетельствуют о собственно моральном развитии.

Л. Колберг и его последователи организовали экспериментальные занятия по нравственному воспитанию детей и подростков. Занятия были построены вокруг обсуждения гипотетических моральных дилемм.

Результаты эксперимента показали, что моральным суждениям можно научить даже малолетних преступников.

Ребенок, имеющий возможность рассматривать в безопасных условиях различные варианты решения ситуаций морального выбора, переходит на более высокий уровень морального развития.

В отечественной психологии моральное развитие как самостоятельная психологическая проблема начало привлекать внимание ученых не так давно. Изучение этого вопроса велось в контексте таких проблем, как становление качеств личности, усвоение правил поведения, проблема идеалов и их роли в воспитании (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Человека необходимо рассматривать как субъекта в связи с его деятельностью. Его онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельностью.

Возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В качестве образца могут выступать сверстники, дети более старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей с определенными нравственными качествами.

Следование образцам является одним из механизмов интериоризации внешних социальных требований, в том числе требований морали.

Важно понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания.

Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того, что достижения сверстников доступны и самому субъекту, возможность получения от товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в достижении намеченных целей по самовоспитанию.

На этой идее построено волонтерское движение, в котором в случае затруднений дети обращаются за помощью не к взрослым, а к своим сверстникам.

Л.И. Божович [2] выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и особенности овладения ими этими образцами. Среди них обязательная реальная практика следования образцам, знакомство с моральными нормами лишь с опорой на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.

В качестве показателя уровня морального развития выступает поведение ребенка в альтернативной этической ситуации [3]. Противоречивость психического развития выражается в стремлении заслужить признание взрослого, являющееся мощным стимулом формирования многих положительных качеств, а при определенных условиях может спровоцировать детскую ложь.

Подведя итог рассмотрению вопроса о моральном развитии ребенка, назовем механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.

Имитацияосознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификацияусвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.

Чувствостыдамеханизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувствовинымеханизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры. М.Г. Битянова [1] называет следующие механизмы перехода внешнего мира во внутренний: интериоризация целей и ценностей в процессе самостоятельной деятельности; испытание, связанное с риском; катарсическое переживание.

Вопросы и задания

1. Какие этапы морального развития выделены американским ученым Л. Колбергом?

2. От чего зависит уровень морального развития ребенка?

3. А.С. Спиваковская в книге «Как быть родителями» выделяет несколько типов родительского воспитания в соответствии с ведущим мотивом, лежащим в его основе:

воспитание как удовлетворение потребности родителя (ей) в эмоциональном контакте;

воспитание как реализаций потребности в жизни взрослого человека;

воспитание как формирование определенных качеств;

воспитание как реализация определенной системы вне зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Сравните эти типы воспитания между собой, назовите их возможности и ограничения для развития ребенка.

План семинара

«Моральное развитие ребенка»

1. Психологический анализ факторов морального развития.

2. Этапы морального развития.

3. Механизмы морального развития ребенка.

Основная литература

1. Битянова М.Г. Соприкосновение с внутренним миром // Школьный психолог. 2001.№ 4.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.

4. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

5. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Дополнительная литература

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. С. 129-148.

7. Репина ТА. Гостюхина О.М. Некоторые характеристики детских играющих групп // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.

8. Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1978. № 3.

Предыдущая75767778798081828384858687888990Следующая

Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1672; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-44641.html

Поделиться:
Нет комментариев